Правление Юрия Андропова нередко ассоциируется с массовыми облавами на прогульщиков в банях, кинотеатрах, универмагах и других общественных местах. Некоторые утверждают, что в лапы инспекторов попадали даже школьники, гулявшие во время учебы, и студенты вузов. На самом деле это была лишь часть объявленной генсеком борьбы за наведение порядка в стране. Напомним, уже в ноябре 1982 г., вскоре после похорон Брежнева, Юрий Владимирович объявил о том, что стране нужны перемены. Занимая пост председателя КГБ, он лучше других знал о ситуации в стране и считал, что народ изрядно «подразболтался» и расслабился в спокойные годы «застоя». Те самые облавы начались весной 1983 года. Вот как типичный такой рейд описан в газете «Горьковский рабочий»: «18 марта. 11 часов утра. Город живет повседневной трудовой жизнью. Однако все ли труженики добросовестно исполняют свои обязанности, за которые получают гарантированную зарплату? Вместе с группой дружинников и сотрудников милиции направляемся в расположенный в Нижегородском районе кинотеатр им. Минина. В одном из залов идет утренний сеанс. Премьера остросюжетного фильма. В зале полным-полно народа самых разных возрастных категорий, почти все билеты в кассе распроданы. Советская конституция гарантирует гражданам право на отдых. Однако и обязанность трудиться никто не отменял… Сотрудники милиции просят приостановить сеанс на 10 минут. Начинается проверка документов. И вежливый вопрос: где работаете? Где учитесь? Почему в рабочее время не на учебе или не на работе? Почти у всех находится та или иная «веская причина».
- Отпросился по личным обстоятельствам…
- У меня отпуск…
- У нас занятия отменили…
- Отпустили пораньше…
После выяснения всех обстоятельств сотрудники милиции составляют списки. Ну а завтра уже руководителям предприятий, учреждений и учебных заведений придется нести ответ, действительно ли их сотрудники и обучающиеся имели веские причины для свободного времяпрепровождения в установленные часы работы и учебы». Кстати, неприятности грозили не только самому прогульщику, но и его руководителю, плохо следившему за дисциплиной. Иногда под проверки попадали даже прогуливавшие уроки школьники, решившие посетить полуденный сеанс кино. Через несколько дней на имя директора школы приходило официальное письмо из милиции, докладывавшее о поимке прогульщиков с указанием фамилий.
Интересно, что юридически эта кампания была оформлена только через 9 месяцев после прихода председателя КГБ к власти и всего за полгода до его кончины, в августе 1983 г. Именно тогда газеты опубликовали постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об укреплении социалистической трудовой дисциплины», предусматривавшее наказания за выпуск брака, за прогулы и опоздания на работу, а также за пьянство на рабочем месте. Согласно документу, рабочим и служащим, совершившим прогул без уважительных причин, очередной отпуск уменьшается на число дней прогула; к отсутствующим на работе более 3 часов без уважительных причин применялись такие же меры ответственности, как за прогул; в качестве взыскания также стал применяться перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев.
Мало, кто помнит, что борьба за дисциплину коснулась и общественного транспорта. Дело в том, что число безбилетников к тому времени стало просто зашкаливать, а убытки транспортных предприятий исчислялись сотнями тысяч и даже миллионами рублей. «Пора уже называть вещи своими именами: «заяц» — это не просто забывчивый и рассеянный пассажир, а самый настоящий расхититель, наносящий нам большой материальный и моральный ущерб», - писала пресса. Отныне на помощь немногочисленным контролерам в переполненные автобусы и трамваи двинулись добровольные народные дружины: из студентов рабочих заводов, а также комсомольские патрули из старшеклассников школ города. После составления протоколов списки пойманных безбилетников стали направляться в трудовые коллективы и учебные заведения для обсуждения их поступков на собраниях.
Рассказывая о правлении Андропова, часто вспоминают известное «Елисеевское дело». На самом деле подобных скандальных разоблачений было очень много по всей стране. Так, в Горьковской области осенью 1983 года начало раскручиваться целое «Автобусное дело»! При проверках транспортных предприятий были вскрыты массовые факты воровства выручки водителями междугородних автобусов. Шоферы, а в сговоре с ними и ревизоры, контролеры, работники парков, сказочно обогатились за счет продажи «левых» билетов. Выяснилось, многие водители «заработали» этим нехитрым способом на кооперативные квартиры, автомобили, антикварную мебель и вклады в сберкассе на суммы 15 – 20 тысяч рублей. «Факты хищений и воровства, если им не противодействовать, подтачивают изнутри социалистическое сознание, коммунистическую нравственность, порочат принципы активного добра и социальной справедливости, – говорилось в статье «Ржавчина души» по поводу хищений выручки на маршруте Ковернино – Горький. – К тому же полная бездуховность и аморальность подобных дельцов во многом определяет их идеологические позиции». Журналисты как бы намекали, что сегодня они «мелочь тырят», а завтра, могут и Родину продать. И были недалеки от истины.
Дмитрий ДЕГТЕВ
- Отпросился по личным обстоятельствам…
- У меня отпуск…
- У нас занятия отменили…
- Отпустили пораньше…
После выяснения всех обстоятельств сотрудники милиции составляют списки. Ну а завтра уже руководителям предприятий, учреждений и учебных заведений придется нести ответ, действительно ли их сотрудники и обучающиеся имели веские причины для свободного времяпрепровождения в установленные часы работы и учебы». Кстати, неприятности грозили не только самому прогульщику, но и его руководителю, плохо следившему за дисциплиной. Иногда под проверки попадали даже прогуливавшие уроки школьники, решившие посетить полуденный сеанс кино. Через несколько дней на имя директора школы приходило официальное письмо из милиции, докладывавшее о поимке прогульщиков с указанием фамилий.
Интересно, что юридически эта кампания была оформлена только через 9 месяцев после прихода председателя КГБ к власти и всего за полгода до его кончины, в августе 1983 г. Именно тогда газеты опубликовали постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об укреплении социалистической трудовой дисциплины», предусматривавшее наказания за выпуск брака, за прогулы и опоздания на работу, а также за пьянство на рабочем месте. Согласно документу, рабочим и служащим, совершившим прогул без уважительных причин, очередной отпуск уменьшается на число дней прогула; к отсутствующим на работе более 3 часов без уважительных причин применялись такие же меры ответственности, как за прогул; в качестве взыскания также стал применяться перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев.
Мало, кто помнит, что борьба за дисциплину коснулась и общественного транспорта. Дело в том, что число безбилетников к тому времени стало просто зашкаливать, а убытки транспортных предприятий исчислялись сотнями тысяч и даже миллионами рублей. «Пора уже называть вещи своими именами: «заяц» — это не просто забывчивый и рассеянный пассажир, а самый настоящий расхититель, наносящий нам большой материальный и моральный ущерб», - писала пресса. Отныне на помощь немногочисленным контролерам в переполненные автобусы и трамваи двинулись добровольные народные дружины: из студентов рабочих заводов, а также комсомольские патрули из старшеклассников школ города. После составления протоколов списки пойманных безбилетников стали направляться в трудовые коллективы и учебные заведения для обсуждения их поступков на собраниях.
Рассказывая о правлении Андропова, часто вспоминают известное «Елисеевское дело». На самом деле подобных скандальных разоблачений было очень много по всей стране. Так, в Горьковской области осенью 1983 года начало раскручиваться целое «Автобусное дело»! При проверках транспортных предприятий были вскрыты массовые факты воровства выручки водителями междугородних автобусов. Шоферы, а в сговоре с ними и ревизоры, контролеры, работники парков, сказочно обогатились за счет продажи «левых» билетов. Выяснилось, многие водители «заработали» этим нехитрым способом на кооперативные квартиры, автомобили, антикварную мебель и вклады в сберкассе на суммы 15 – 20 тысяч рублей. «Факты хищений и воровства, если им не противодействовать, подтачивают изнутри социалистическое сознание, коммунистическую нравственность, порочат принципы активного добра и социальной справедливости, – говорилось в статье «Ржавчина души» по поводу хищений выручки на маршруте Ковернино – Горький. – К тому же полная бездуховность и аморальность подобных дельцов во многом определяет их идеологические позиции». Журналисты как бы намекали, что сегодня они «мелочь тырят», а завтра, могут и Родину продать. И были недалеки от истины.
Дмитрий ДЕГТЕВ
