КоАП, он же кодекс об административных правонарушениях, стал настолько привычной частью нашей жизни, что кажется, будто он был всегда. На самом деле этот нормативный документ сравнительно молодой, в этом году ему исполняется ровно 40 лет. Еще 18 декабря 1917 г. только что образованный наркомат юстиции РСФСР принял постановление, которое установило административную ответственность за проступки, связанные с использованием против народа и революции печати. Но после этого на протяжении целых 68 лет нормы об административных правонарушениях были разрознены и содержались в различных законодательных актах. Например, наказания за пьянство в общественных местах и мелкое хулиганство долгие годы регулировались отдельными постановлениями правительства, а также указами Верховного Совета. Более того, в Советском Союзе, как в США, существовал правовой федерализм, в разных субъектах и регионах действовали различные штрафы и взыскания, установленные местными органами советской власти. А единственной республикой, в которой был административный кодекс, являлась Украина.
КоАП УССР был утвержден ЦУЦИК (Всеукраинским центральным исполнительным комитетом) 9-го созыва 12 октября 1927 г. и вступил в действие с 1 февраля 1928 г. «Задачей Административного кодекса УССР является обеспечить введение революционной законности в административной сфере и систематизировать правила, регулирующие, в соответствии с основными принципами советского строя, деятельность административных органов и других органов власти в этой области», - говорилось в преамбуле документа. Кодекс состоял из 15 разделов и 528 пунктов. Он регулировал взаимоотношения органов государственного управления, отношения органов государственного управления с гражданами (раздел 3, 4, 13, 14 - О мерах административного воздействия), надзор административных органов в отрасли промышленности, надзор административных органов за торговлей, отношения граждан с органами государственного управления (раздел 15 — О порядке обжалования действий административных органов). Кроме того, там были прописаны вопросы гражданства УССР, порядок его получения и лишения; вопросы регистрации и учета движения населения; правила организации и деятельности обществ, союзов, клубов, съездов, собраний; правила культа; правила о публичных зрелищах и развлечениях и т.д. Для своего времени кодекс был очень передовым, хотя на практике уже в середине 30-х годов стал применяться очень редко. Многие положения КоАП УССР вступали в противоречие с новыми союзными законодательными актами, потом со сталинской конституцией, а также различными указами Верховного Совета СССР. Последние имели силу закона и соответственно по статусу стояли выше любого республиканского кодекса. Тем не менее, Сталин всячески старался поддерживать особый статус Украины и оставил ей административный кодекс, как один из атрибутов самостоятельности. В 1956 году министерство юстиции Украины провело ревизию документа, из него были изъяты устаревшие к тому моменту нормы и правила.
Что касается России (РСФСР), то вплоть до середины 80-х годов у нас наказания за административные правонарушения выносились на основе самых разных законов, причем везде по-разному. Взять хотя бы нарушение правил дорожного движения. В 1940 году были утверждены первые типовые «Правила дорожного движения по улицам и дорогам Союза ССР», на основе которых создавались местные ПДД, был разработан единый образец водительского удостоверения, правила учета и технического осмотра. А вот наказания за их нарушение устанавливались местными советами депутатов трудящихся. Это могли быть предупреждение, либо штраф, оплачиваемый на месте. Бывало, что в одном регионе за проезд на красный сигнал светофора грозило взыскание в сумме 100 рублей («старыми»), а в соседнем - 50 рублей. Кому-то такое могло показаться странным, в действительности это вполне соответствовало прописанному в конституции федеральному устройству страны! В 1956 году было принято постановление Совета министров РСФСР «О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте», которое предоставило госавтоинспекции право лишать водителей прав на срок до 1 года за управление транспортом в нетрезвом виде и запрещать эксплуатацию автомобилей и мотоциклов личного владения, если владельцы управляют ими без водительских удостоверений. Но, опять же, правительство соседней, скажем, Казахской ССР, такого постановления не приняло, соответственно там можно было ездить пьяным и далее. Ну а в других республиках (той же Украине) действовали иные нормы и наказания за то же самое правонарушение.
Покончить с этим правовым федерализмом решили в самом конце эпохи «застоя». Работа над единым КоАПом РСФСР и других союзных республик началась еще при Брежневе, но закончилась уже при Черненко. 20 июня 1984 г. Верховный Совет республики принял постановление о введении в действие кодекса с 1 января 1985 года. Он содержал 31 главу и 307 статей. «Новый закон направлен на более строгое выполнение всех административных правил и ставит своей целью укрепление социалистической законности», - писали по этому поводу газеты. С различными изменениями и дополнениями кодекс действовал вплоть до 2002 года, после чего вступил в силу обновленный КоАП РФ.
Дмитрий ДЕГТЕВ
КоАП УССР был утвержден ЦУЦИК (Всеукраинским центральным исполнительным комитетом) 9-го созыва 12 октября 1927 г. и вступил в действие с 1 февраля 1928 г. «Задачей Административного кодекса УССР является обеспечить введение революционной законности в административной сфере и систематизировать правила, регулирующие, в соответствии с основными принципами советского строя, деятельность административных органов и других органов власти в этой области», - говорилось в преамбуле документа. Кодекс состоял из 15 разделов и 528 пунктов. Он регулировал взаимоотношения органов государственного управления, отношения органов государственного управления с гражданами (раздел 3, 4, 13, 14 - О мерах административного воздействия), надзор административных органов в отрасли промышленности, надзор административных органов за торговлей, отношения граждан с органами государственного управления (раздел 15 — О порядке обжалования действий административных органов). Кроме того, там были прописаны вопросы гражданства УССР, порядок его получения и лишения; вопросы регистрации и учета движения населения; правила организации и деятельности обществ, союзов, клубов, съездов, собраний; правила культа; правила о публичных зрелищах и развлечениях и т.д. Для своего времени кодекс был очень передовым, хотя на практике уже в середине 30-х годов стал применяться очень редко. Многие положения КоАП УССР вступали в противоречие с новыми союзными законодательными актами, потом со сталинской конституцией, а также различными указами Верховного Совета СССР. Последние имели силу закона и соответственно по статусу стояли выше любого республиканского кодекса. Тем не менее, Сталин всячески старался поддерживать особый статус Украины и оставил ей административный кодекс, как один из атрибутов самостоятельности. В 1956 году министерство юстиции Украины провело ревизию документа, из него были изъяты устаревшие к тому моменту нормы и правила.
Что касается России (РСФСР), то вплоть до середины 80-х годов у нас наказания за административные правонарушения выносились на основе самых разных законов, причем везде по-разному. Взять хотя бы нарушение правил дорожного движения. В 1940 году были утверждены первые типовые «Правила дорожного движения по улицам и дорогам Союза ССР», на основе которых создавались местные ПДД, был разработан единый образец водительского удостоверения, правила учета и технического осмотра. А вот наказания за их нарушение устанавливались местными советами депутатов трудящихся. Это могли быть предупреждение, либо штраф, оплачиваемый на месте. Бывало, что в одном регионе за проезд на красный сигнал светофора грозило взыскание в сумме 100 рублей («старыми»), а в соседнем - 50 рублей. Кому-то такое могло показаться странным, в действительности это вполне соответствовало прописанному в конституции федеральному устройству страны! В 1956 году было принято постановление Совета министров РСФСР «О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте», которое предоставило госавтоинспекции право лишать водителей прав на срок до 1 года за управление транспортом в нетрезвом виде и запрещать эксплуатацию автомобилей и мотоциклов личного владения, если владельцы управляют ими без водительских удостоверений. Но, опять же, правительство соседней, скажем, Казахской ССР, такого постановления не приняло, соответственно там можно было ездить пьяным и далее. Ну а в других республиках (той же Украине) действовали иные нормы и наказания за то же самое правонарушение.
Покончить с этим правовым федерализмом решили в самом конце эпохи «застоя». Работа над единым КоАПом РСФСР и других союзных республик началась еще при Брежневе, но закончилась уже при Черненко. 20 июня 1984 г. Верховный Совет республики принял постановление о введении в действие кодекса с 1 января 1985 года. Он содержал 31 главу и 307 статей. «Новый закон направлен на более строгое выполнение всех административных правил и ставит своей целью укрепление социалистической законности», - писали по этому поводу газеты. С различными изменениями и дополнениями кодекс действовал вплоть до 2002 года, после чего вступил в силу обновленный КоАП РФ.
Дмитрий ДЕГТЕВ

