Истории со стражами

Советские всадники Апокалипсиса. Как наша кавалерия наводила ужас на немцев

В 90-е и даже в советские годы кавалерийские войска времен Великой Отечественной войны нередко подвергались насмешкам. А иногда чрезмерным доверием к коннице со стороны Сталина, Буденного и других руководителей даже объясняли поражения 1941 года. Мол, что могли сделать всадники с саблями против танков, пушек и пулеметов? На самом деле лошади в кавалерийских дивизиях являлись прежде всего средством передвижения. В отличие от автомобилей, бронетранспортеров и мотоциклов, животные могли двигаться практически по любой местности и с большой скоростью. Лошадям не требовался бензин, а корм для них можно было отыскать повсюду. Кавалеристы очень редко вступали в сражение верхом: обычно они спешивались и вели стрельбу как обычная пехота. Снабжение кавалерии во время глубоких рейдов в тыл противника часто осуществлялось по воздуху.

К началу войны в Красной армии насчитывалось 13 кавалерийских дивизий, в ходе мобилизации в июле – августе 1941-го было сформировано еще 48, а к концу года число таких подразделений достигло 82. По тогдашним штатам дивизия должна была насчитывать 9000 человек и 7600 лошадей. Как и все остальные рода войск, кавалерия понесла очень тяжелые потери, а нехватка конского состава заставила провести значительные сокращения. Так, по состоянию на 1 мая 1943 года имелось 26 кавалерийских дивизий, в которых числилось 239 тыс. человек личного состава и свыше 222 тыс. лошадей. Наиболее громкие успехи советской конницы были связаны с именем Иссы Плиева. Осетин по национальности и кадровый кавалерист, научившийся ездить верхом в шестилетнем возрасте, он начал войну в должности командира 50-й кавалерийской дивизии. Подразделение участвовало во множестве сражений начального этапа войны (в том числе были рейды в глубокий тыл противника) и одним из первых получило звание гвардейского. Затем Плиев командовал 3-м гвардейским кавалерийским корпусом, отличившимся в Сталинградской битве. Впоследствии именно он был одним из инициаторов создания конно-механизированных групп, в состав которых помимо нескольких кавалерийских дивизий включались танковые и механизированные полки и бригады. Тактика их использования заключалась в быстром прорыве во вражеский тыл, при котором конница выполняла роль разведки, быстро захватывала переправы, деревни и города, сеяла панику и хаос, а следом подтягивались уже тяжелая техника, пехота на бронетранспортерах и бронемашинах, закреплявшие успех.

Настоящая слава пришла к генералу Плиеву весной 1944 года во время освобождения Правобережной Украины. При подготовке к Березнеговато-Снигирёвской операции командующий 3-м Украинским фронтом генерал Родион Малиновский решил сделать ставку на кавалерию. Он вызвал к себе командира недавно сформированной конно-механизированной группы Плиева и поручил ему крайне рискованную миссию – переправиться через реку Ингулец в районе Кривого Рога, прорваться глубоко в немецкий тыл, посеять там хаос и отрезать противнику пути отхода к Николаеву. Отметим, что зима 1943/1944 годов выдалась очень теплой, а распутица началась уже в феврале. Командующий группой армий «А» фельдмаршал фон Кляйст рассчитывал, что это заставит русских приостановить крупные наступательные операции, как это уже бывало в 1942 и 1943 годах. Однако к 1944 году Красная армия уже научилась наступать и через непролазную грязь!

В 22:00 6 марта, сосредоточившись на небольшом плацдарме на западном берегу Ингульца, кавалеристы Плиева стремительно поскакали вперед. За 17 часов группа достигла села Дренделево, преодолев 35 километров. А утром следующего дня кавалерия ворвалась в городок Новый Буг. Небольшой немецкий гарнизон в панике разбежался по окрестностям, не оказав никакого сопротивления. В результате нашим достались заполненный зерном элеватор, несколько сотен автомобилей, а на соседней железнодорожной станции немцы бросили сразу четыре поезда с боеприпасами и продовольствием. Покормив уставших лошадей и поспав, ночью кавалеристы Плиева ринулись на юг и поутру внезапно появились около Баштанки. И только там, после 90-километрового рейда, конники впервые встретили сопротивление немецких войск. Особенно опасным оказался огонь снайперов. В течение часа им удалось тяжело ранить сразу двух командиров кавалерийских полков и еще двоих старших офицеров. Потом в небе появились немецкие истребители, которые продолжительное время обстреливали кавалеристов. Погибло и получило ранения множество лошадей, так как никакой противовоздушной обороны у Плиева не было. Именно авиаудары остановили советскую кавалерию в тот момент, когда она уже собиралась скакать к Николаеву. Еще большим сюрпризом стало появление… вражеской кавалерии! Та внезапно появилась из-за железнодорожной насыпи и с обнаженными саблями ринулась в атаку на один из полков 10-й гвардейской кавалерийской дивизии. Начался бой в духе Гражданской войны, длившийся около часа. Позднее оказалось, что наших атаковал эскадрон калмыков, каким-то чудом оказавшийся в распоряжении 6-й немецкой армии. Позднее противник пригнал по железной дороге бронепоезд, который с ходу открыл огонь по конникам.

Понеся серьезные потери, КМГ все-таки продолжила рейд и 12 марта вышла к городу Снигиревка, а две кавалерийские дивизии достигли села Бармашово, расположенного всего в 30 км к востоку от Николаева. На следующий день переправившиеся через Днепр 4-я и 5-я механизированные бригады ворвались в Херсон. В результате немцы оказались под угрозой полного окружения и побежали к Южному Бугу, бросив по пути почти все самоходные артиллерийские орудия и гаубицы, сотни их грузовиков застряли и утонули в лужах. Только благодаря тому, что Красная армия испытывала аналогичные трудности, большей части 6-й армии удалось сбежать. Советские войска вышли на подступы к Николаеву к вечеру 17 марта, бои за него затянулись на десять суток. Впереди у нашей кавалерии были новые громкие успехи, достойные отдельного описания.

Дмитрий ДЕГТЕВ