Истории со стражами

Подвиг Алексея Маресьева: что правда, а что сказка?

Недавний резонансный случай с осуждением жителя Нижнего Новгорода за высмеивание подвигов Александра Матросова и Алексея Маресьева дал повод вспомнить об истории последнего и расставить, наконец, все точки i. Не секрет, что в СССР Маресьев, вероятно, был третьим по уровню известности советским летчиком после Валерия Чкалова и Александра Покрышкина, при этом большинство наших граждан узнавало о нем из повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», (фамилия героя там изменена на Мересьев и одноименного фильма). При этом вымышленный персонаж настолько заслонил реального, что в 80-е – 90е годы многие даже не подозревали, что настоящий Маресьев все еще живет и здравствует. Насколько сюжет повести отличился от настоящих событий?

БОЙ НАД ВАЛДАЙСКИМИ БОЛОТАМИ

7 января 1942 г. Красная армия начали широкомасштабное наступление против группы армий «Север». Самый мощный удар был нанесен в районе Валдайской возвышенности, где советские войска смогли замкнуть кольцо окружения вокруг небольшого городка Демянск. В результате шесть немецких дивизий оказались в полной блокаде. После этого Иосиф Сталин приказал «не выпустить ни одного немца» из котла, а Гитлер - оборонять Демянск любой ценой, готовить деблокирующий удар извне и организовать воздушный мост для снабжения отрезанной группировки. Оперативно перебросив на аэродромы Псков, Остров и Дно транспортную авиацию, немцы начали систематические полеты в окруженную «крепость». В первое время советская авиация почти не противодействовала этой деятельности из-за плохой погоды и банальной нехватки самолетов, но в марте она начала систематические налеты на посадочные площадки в котле, а также перехватывать немецкие самолеты на маршруте полета. Особенно советские ВВС активизировались в конце марта – начале апреля, когда под Демянск были переброшены дополнительные резервные авиагруппы. Поскольку Люфтваффе активно использовали истребители для защиты своих транспортников, воздушные бои приводили к большим потерям с обеих сторон. Днем 5 апреля была осуществлена очередная операция по блокированию воздушного моста, в ходе которой наша авиация осуществила 214 вылетов. Летчики доложили о множестве сбитых и уничтоженных на земле самолетов. Но и собственные потери составили 22 самолета, из которых 17 пропали без вести. Среди последних оказался и Як-1 заводской № 292-4649 25-летнего младшего лейтенанта Алексея Маресьева из 580-го ИАП.

Согласно версии, которую всем рассказывали в школе, летчик был сбит в воздушном бою где-то к югу от Старой Руссы (над кольцом блокады), после чего совершил аварийную посадку в лесу на немецкой территории. Затем Маресьев 17 суток пробирался к своим, сначала пешком, потом ползком, затем перекатами. Когда еле живого пилота обнаружили дети из деревни Плав, у него уже началась гангрена… Реальная картина событий была несколько иной. Поскольку журнал боевых действий 580-го авиаполка не сохранился, обстоятельства того воздушного боя по сей день описывают с большой долей вымысла. На самом деле их можно узнать из документов 74-го штурмового авиаполка. В 11.35 для очередного удара по посадочной площадке Истошно (в 20 км восточнее Демянска) вылетела группа штурмовиков Ил-2. Их сопровождала четверка «Яков» из 580-го ИАП, один из которых и пилотировал Маресьев. «В 12.03, не долетая Истошно 5 км, три самолета Ил-2 завязали воздушный бой с транспортными самолетами противника, которых было в воздухе до 10 самолетов, - сообщал журнал боевых действий 74-го ШАП. – В 12.05 с высоты 600 м атаковали матчасть противника на аэродроме Истошно, на котором базировалось до 30 транспортных самолетов противника типа Ю-52 и Дуглас». Летчики посчитали уничтоженными сразу 18 целей, после чего довольные повернули на базу. Но на обратном пути группу внезапно атаковали «Мессершмитты». Истребитель Маресьева был подбит, после чего совершил аварийную посадку на лес. По немецким данным, примерно в это время оберлейтенант Вольфганг Шпёте из 5-й эскадрильи JG54 в районе поселка Валдай сбил I-26 (Як-1) на высоте 2000 метров.

«Я выпустил шасси, так как мне показалось, что там - площадка, но когда я стал разворачиваться, то мотор остановился, и машина пошла книзу, - вспоминал Маресьев. - Я только успел выровнять ее из крена, как лыжами самолет задел за макушку дерева, и получился полный скоростной капот, т.е. самолет перевернулся кверху колесами. Я был привязан ремнями, но их оторвало, и меня выбросило из самолета. Так что я упал метров с 30, хотя точно не знаю. По-видимому, получилось так, что я упал на снег, а потом я покатился по дороге и ударился виском, и минут 40 я лежал без памяти». В горячке боя летчик видимо потерял ориентировку и посчитал, что он находится на немецкой территории. На самом деле он совершил посадку между деревнями Рабежа и Овинчище, то есть на своей. Это была пустошь между обширными болотами, но в всего 300 метрах от места приземления проходила дорога между указанными деревнями, по которой периодически снабжение к линии фронта. Услышав шум автомобильных двигателей, Маресьев укрылся в сарае для сена, который находился на юго-западном краю Лютицкого болота. В этом помещении он и провел большую часть времени, съев, по его словам, только горсть муравьев и пол ящерицы. В конце концов, оправившись от травм, летчик двинулся в северо-восточном направлении, с огромным трудом пересек заснеженное болото и в уже полумертвом состоянии выполз на околицу деревни Плав, до которой от места посадки по прямой было около 8 - 9 км.

Вскоре Маресьева доставили в госпиталь, там у него обнаружили раздробление обеих ног и гангрену. Учитывая уровень тогдашней полевой хирургии и состояние здоровья летчика (крайнее истощение), шансов выжить у него оставалось немного. Но его спас однополчанин и друг Андрей Дехтяренко. Тот самовольно взял на аэродроме (фактически угнал!) связной самолет У-2, забрал Маресьева из палаты, потом с множеством приключений, промежуточными посадками для дозаправки отвез его прямо в Москву, где со скандалом передал в центральный госпиталь. После операции Маресьева отправили в спецгоспиталь для больных с ампутированными конечностями № 3999 в Куйбышеве. Там ему выдали протезы, поставили на ноги, после чего врачи с изумлением услышали, что безногий летчик снова хочет летать! Уточним, управление тогдашними самолетами осуществлялось как ручкой управления, так и ножными педалями.

«НЕСМОТРЯ НА СЕРЬЕЗНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ НЕДОСТАТКИ, ДОБИВАЕТСЯ В ВОЗДУШНЫХ БОЯХ СЕРЬЕЗНЫХ УСПЕХОВ»

В начале 1943 г. Маресьев прошел медкомиссию и был направлен в Ибресинскую летную школу в Чувашии. В феврале летчик совершил первый пробный вылет, после чего стал добиваться отправки на фронт. В итоге уже летом он был зачислен в состав 63-го Гвардейского ИАП. И 19 июля Маресьев одержал первую после возвращения в строй воздушную победу, а спустя несколько дней еще две. В итоге уже 23 июля его повысили в звании до старшего лейтенанта и представили к званию Героя Советского Союза. «Истинный русский патриот, не жалея жизни и крови, сражается против немецко-фашистских захватчиков, и, несмотря на серьезные физические недостатки, добивается в воздушных боях серьезных успехов», - говорилось в документе. Именно тогда слава о безногом летчике разнеслась по всему фронту, а в полк зачастили корреспонденты. Среди них оказался и журналист газеты «Правда» Борис Полевой. После этого командование стало беречь Маресьева и фактически запрещало ему летать. Оставшуюся часть войны он провел на должностях помощника командира полка по воздушно-стрелковой подготовке и штурмана полка.

Спаситель Маресьева капитан Дехтяренко уже 11 июля 1942 г. пропал без вести во время боевого вылета. Вольфганг Шпёте 23 апреля 1942 г. был награжден Рыцарским Крестом, причем награду ему вручил лично Гитлер в своей штаб-квартире «Волчье логово». После этого асу было поручено создать сверхсекретное подразделение Erprobungskommando 15, предназначенное для испытаний нового ракетного истребителя Ме-163. В послевоенные годы Шпёте служил в Бундесвере и умер в 1997 году в возрасте 85 лет. Сам Маресьев прожил долгую жизнь, скончался 18 мая 2001 г. и пережил своего противника в том переломном воздушном бою над Валдайскими болотами на четыре года.

Дмитрий ДЕГТЕВ