Когда рассказывают о противовоздушной обороне нашей столицы в годы Великой Отечественной войны, нередко упоминают летчиков Виктора Талалихина и Алексея Катрича, фамилии которых знают даже школьники (во всяком случае, хотелось бы в это верить). Считается, что Талалихин осуществил первый ночной таран в московском небе, а второй – первый высотный. При этом мало, кто знает, сколько всего подобных подвигов совершили пилоты истребителей 6-го истребительного авиакорпуса ПВО, защищавшего Москву, сколько из них погибло и все ли получили заслуженные награды?
Стоит отметить, что воздушные тараны нередко сравнивают с атаками камикадзе (пилотов-смертников). Однако это неверно. В советской авиации таран являлся официальным тактическим приемом, а начиная с 1942 года все пилоты истребителей обязательно изучали технику его выполнения. Чтобы вы наглядно поняли, как это происходило, представьте такую картину. Вы на скорости 150 км/ч преследуете автомобиль, который периодически меняет траекторию, из заднего стекла по вам стреляют из пулеметов. А вам надо ударить его так, чтобы он улетел в кювет и при этом самому как-то выжить. Только все это в воздухе и на скорости 400 км/ч. И это действительно было очень страшно и очень смело! Причины, по которым сталинские соколы шли на подобные поступки, были очень разными. У кого-то в решающий момент боя (после длительного преследования противника) кончались боеприпасы, у других на большой высоте отказывало вооружение, третьи шли на таран от отчаяния (получи, гад!), а кто-то и ради тщеславия (а как без этого на войне?). Кстати, ударить вражеский самолет было очень непросто, кроме ответного огня этому мешали воздушные струи от двигателей и потоки выхлопных газов, иногда вызывавшие отравление.
По некоторым данным, из состава 6-го ИАК ПВО первым летчиком, совершившим таран 2 июля 1941 г., был лейтенант Степан Гошко из 11-го ИАП. Однако точной информации по этому эпизоду нет, нередко утверждается, что все произошло в районе Великих Лук, хотя полк тогда базировался на аэродроме Кубинка. Сами тараны тогда еще не поощрялись командованием и пропагандой, поэтому данный случай не получил широкой известности. Как, впрочем, и следующий. В ночь на 29 июля во время налета Люфтваффе на Москву старший лейтенант Петр Еремеев из 27-го ИАП на истребителе МиГ-3 таранил бомбардировщик над Истринским районом. По немецким данным, в эту ночь был сбит «Хейнкель» Не-111 из 8-й эскадрильи KG26 (8./KG26), который упал около деревни Головино. Еремеев выпрыгнул с парашютом и был представлен к званию Героя Советского Союза, которое так и не успел получить, так как 2 октября он пропал без вести за линией фронта.
В ночь на 7 августа младший лейтенант Виктор Талалихин из 177-го ИАП тараном сбил Не-111 из 7./KG26, который упал в районе Подольска. Поскольку к этому моменту появился лозунг «сбивать врага любой ценой», о подвиге тотчас написали все газеты, а летчику буквально через пару дней было присвоено звание Героя Советского Союза. Спустя четыре дня произошел тот самый высотный таран, правда, не на подступах к Москве, а в 160 – 170 км к северо-западу. Лейтенант Алексей Катрич из 27-го ИАП над железнодорожным перегоном Калинин – Бологое на высоте 8 км винтом своего МиГ-3 повредил хвостовое оперение у самолета-разведчика Do-215 из элитной группы дальней разведки при главнокомандующем Люфтваффе. «Дорнье» упал в 45 км северо-восточнее Ржева, а сам Катрич смог благополучно приземлиться на аэродроме Мигалово (Калинин). Гораздо меньше повезло лейтенанту Павлу Деменчуку из 124-го ИАП, который в тот же день в районе Медыни таранил бомбардировщик «Хейнкель-111». Наш пилот погиб, а сбитым самолетом, по всей вероятности, был метеоразведчик He-111H-3 из Wekusta26, который упал в 160 км к юго-западу от Москвы, в районе между Калугой и Тулой.
9 сентября пилоты 6-го ИАК ПВО совершили сразу два тарана. Утром в районе Тулы младший лейтенант Николай Грунин из того же 124-го полка перехватил «Юнкерс-88» и после нескольких неудачных атак из-за отказа бортового вооружения протаранил его. После этого летчик покинул свой истребитель на парашюте. А вечером младший лейтенант Чесноков в районе Павловска тараном сбил еще один Ю-88. Немецкими данными подтверждается потеря одного разведчика Ju-88D-1 из 4-й эскадрильи Aufkl.Gr.11. Через пять дней отличились младшие лейтенанты Борис Пирожков и Владимир Довгий из 124-го ИАП, которые дважды и последовательно (в 12.50 и 12.55) на своих бипланах И-153 таранили и таки сбили один и тот же «Юнкерс». Вот как данный эпизод описан в документах: «После нескольких безрезультатных атак мл. лейтенант Пирожков винтом своего самолета отрубил правую плоскость стабилизатора и руль поворота. В результате повреждения винта мл. лейтенант Пирожков ушел на свой аэродром, произвел нормально посадку. Мл. лейтенант Долгий, видя, что противник продолжает уходить со снижением на Н=1800 м, вторично таранит Ю-88, в результате чего полностью разрушает хвостовое оперение Ю-88 противника». Дважды протараненный разведчик (и такое бывало!) Ju-88A-4 упал на околице деревни Ханино.
28 сентября младший лейтенант Георгий Старцев из 171-го ИАП в районе станции Скуратово своим И-16 ударил в правую плоскость вражеский самолет, а сам выпрыгнул на парашюте. Скорее всего это был Не-111Н-6 из 1-й эскадрильи КGr.100 «Викинг», который дотянул до своей территории и разбился во время аварийной посадки. Уже 7 октября в районе Горбачево Старцев совершил второй таран. 11 октября сержант Федор Краснопивцев из 564-го ИАП в районе Подольска таранил «Юнкерс-88», после чего совершил вынужденную посадку на брюхо. Истребитель был полностью разбит, а летчик отправлен в госпиталь с тяжелыми травмами. Вероятно, жертвой Караснопивцева стал Не-111Н-6 из 6-й эскадрильи КG53 «Легион Кондор».
3 июня 1942 г. младший лейтенант Михаил Родионов из 562-го ИАП совершил двойной таран. В тот день в паре с младшим лейтенантом Петром Сергеевым он перехватил в районе Малоярославца разведчик Ju-88D из 4-й эскадрильи Aufk.Gr.11, возвращавшийся из полета в район Горького. Немец применил излюбленный для разведчиков прием – многотонная махина резко рванула в пике, выровнялась на высоте 50 метров и стала уходить на бреющем. Сергеев не смог вовремя вывести свой самолет, отстал от ведущего и наблюдал дальнейшее со стороны. Опытный Родионов, не отставая от «Юнкерса», несколько раз стрелял по нему из 20-мм пушки. Затем огонь прекратился, а когда самолеты пролетали над деревней Шумятино, Як-1 пошел на таран. По свидетельству Сергеева, Михаил отрубил винтом часть правого крыла разведчика, но тот, немного покачавшись, продолжал полет. Тогда Родионов зашел слева и своей правой плоскостью вторично ударил противника. Через 700 метров «Юнкерс» упал на поле, подняв огромный столб дыма и пыли. Увы, для самого Родионова двойной таран на малой высоте закончился трагически. Як-1 получил такие сильные повреждения, что не мог продолжать полет, а прыгать с парашютом было поздно. Истребитель грохнулся на брюхо на неровной местности, проскользил 20 метров и врезался в земляной противотанковый вал. Пилот погиб.
Следующий таран совершил 9 августа старший сержант Тимофей Белоусов из 34-го ИАП. На высоте 9 км у МиГ-3 отказало вооружение, тогда летчик принял решение идти на таран. Подойдя к «Юнкерсу» с превышением на 5 – 6 м, он сбавил газ, но был отброшен воздушной струей от винтов. Сделав повторный заход Белоусов, ударил винтом по фюзеляжу и кабине разведчика. Как утверждал летчик, его перебросило через моторы «Юнкерса», после чего он взял курс на базу, а противник «перешел в беспорядочное падение». На самом деле Ju-88D-1 из 4.(F)/121 перетянул линию фронта и разбился при вынужденной посадке на фюзеляж.
9 октября в ходе боевой командировки 177-го ИАП на Валдайской возвышенности младший лейтенант Александр Печеневский тараном сбил бомбардировщик Не-111H-6 из I./KG53 «Легион Кондор», после чего на высоте 500 метров покинул тяжело поврежденный истребитель на парашюте и благополучно приземлился. 7 ноября, как сообщается в документах, ЛаГГ-3 старшего лейтенанта Дмитрия Мухамедзянова из 178-го ИАП после нескольких безрезультатных атак «непроизвольно таранил» немецкий самолет-разведчик в районе деревни Черепеть.
6 февраля 1943 г. пара истребителей из 445-го ИАП (старший лейтенант Николай Благодаренко и сержант Жандарев) была с помощью радионаведения выведена на «Хейнкель-111», пролетавший в районе Серебряных Прудов. В ходе нескольких безуспешных атак Благодаренко расстрелял все снаряды и патроны, после чего пошел на таран. На самом деле это был разведчик Ju-88D-5 из 1-й эскадрильи Aufkl.Gr.100, который упал в районе деревни Хохловка. Последний таран над Подмосковьем зафиксирован 1 июня того же года. Младший лейтенант Геннадий Сырейщиков из 565-го ИАП протаранил разведчик Ju-88D из 4-й эскадрильи Aufkl.Gr.14, после чего благополучно приземлился с парашютом. В журнале боевых действий сообщалось: «Таран явился высшим проявлением героизма летчика-истребителя. Решение таранить было принято летчиком за несколько секунд до тарана, поэтому он не успел обдумать и грамотно провести таран, в результате чего самолет МиГ-3 был разбит».
Таким образом, документально установлено по крайней мере 18 таранов, совершенных летчиками 6-го ИАК ПВО в подмосковном небе. При этом в 11 случаях вражеские самолеты были достоверно сбиты, еще в трех те получили серьезные повреждения и совершили аварийные посадки на немецкой территории. И только четыре летчика (Талалихин, Катрич, Еремеев и Белоусов) были удостоены звания Героя Советского Союза.
Дмитрий ДЕГТЕВ
Стоит отметить, что воздушные тараны нередко сравнивают с атаками камикадзе (пилотов-смертников). Однако это неверно. В советской авиации таран являлся официальным тактическим приемом, а начиная с 1942 года все пилоты истребителей обязательно изучали технику его выполнения. Чтобы вы наглядно поняли, как это происходило, представьте такую картину. Вы на скорости 150 км/ч преследуете автомобиль, который периодически меняет траекторию, из заднего стекла по вам стреляют из пулеметов. А вам надо ударить его так, чтобы он улетел в кювет и при этом самому как-то выжить. Только все это в воздухе и на скорости 400 км/ч. И это действительно было очень страшно и очень смело! Причины, по которым сталинские соколы шли на подобные поступки, были очень разными. У кого-то в решающий момент боя (после длительного преследования противника) кончались боеприпасы, у других на большой высоте отказывало вооружение, третьи шли на таран от отчаяния (получи, гад!), а кто-то и ради тщеславия (а как без этого на войне?). Кстати, ударить вражеский самолет было очень непросто, кроме ответного огня этому мешали воздушные струи от двигателей и потоки выхлопных газов, иногда вызывавшие отравление.
По некоторым данным, из состава 6-го ИАК ПВО первым летчиком, совершившим таран 2 июля 1941 г., был лейтенант Степан Гошко из 11-го ИАП. Однако точной информации по этому эпизоду нет, нередко утверждается, что все произошло в районе Великих Лук, хотя полк тогда базировался на аэродроме Кубинка. Сами тараны тогда еще не поощрялись командованием и пропагандой, поэтому данный случай не получил широкой известности. Как, впрочем, и следующий. В ночь на 29 июля во время налета Люфтваффе на Москву старший лейтенант Петр Еремеев из 27-го ИАП на истребителе МиГ-3 таранил бомбардировщик над Истринским районом. По немецким данным, в эту ночь был сбит «Хейнкель» Не-111 из 8-й эскадрильи KG26 (8./KG26), который упал около деревни Головино. Еремеев выпрыгнул с парашютом и был представлен к званию Героя Советского Союза, которое так и не успел получить, так как 2 октября он пропал без вести за линией фронта.
В ночь на 7 августа младший лейтенант Виктор Талалихин из 177-го ИАП тараном сбил Не-111 из 7./KG26, который упал в районе Подольска. Поскольку к этому моменту появился лозунг «сбивать врага любой ценой», о подвиге тотчас написали все газеты, а летчику буквально через пару дней было присвоено звание Героя Советского Союза. Спустя четыре дня произошел тот самый высотный таран, правда, не на подступах к Москве, а в 160 – 170 км к северо-западу. Лейтенант Алексей Катрич из 27-го ИАП над железнодорожным перегоном Калинин – Бологое на высоте 8 км винтом своего МиГ-3 повредил хвостовое оперение у самолета-разведчика Do-215 из элитной группы дальней разведки при главнокомандующем Люфтваффе. «Дорнье» упал в 45 км северо-восточнее Ржева, а сам Катрич смог благополучно приземлиться на аэродроме Мигалово (Калинин). Гораздо меньше повезло лейтенанту Павлу Деменчуку из 124-го ИАП, который в тот же день в районе Медыни таранил бомбардировщик «Хейнкель-111». Наш пилот погиб, а сбитым самолетом, по всей вероятности, был метеоразведчик He-111H-3 из Wekusta26, который упал в 160 км к юго-западу от Москвы, в районе между Калугой и Тулой.
9 сентября пилоты 6-го ИАК ПВО совершили сразу два тарана. Утром в районе Тулы младший лейтенант Николай Грунин из того же 124-го полка перехватил «Юнкерс-88» и после нескольких неудачных атак из-за отказа бортового вооружения протаранил его. После этого летчик покинул свой истребитель на парашюте. А вечером младший лейтенант Чесноков в районе Павловска тараном сбил еще один Ю-88. Немецкими данными подтверждается потеря одного разведчика Ju-88D-1 из 4-й эскадрильи Aufkl.Gr.11. Через пять дней отличились младшие лейтенанты Борис Пирожков и Владимир Довгий из 124-го ИАП, которые дважды и последовательно (в 12.50 и 12.55) на своих бипланах И-153 таранили и таки сбили один и тот же «Юнкерс». Вот как данный эпизод описан в документах: «После нескольких безрезультатных атак мл. лейтенант Пирожков винтом своего самолета отрубил правую плоскость стабилизатора и руль поворота. В результате повреждения винта мл. лейтенант Пирожков ушел на свой аэродром, произвел нормально посадку. Мл. лейтенант Долгий, видя, что противник продолжает уходить со снижением на Н=1800 м, вторично таранит Ю-88, в результате чего полностью разрушает хвостовое оперение Ю-88 противника». Дважды протараненный разведчик (и такое бывало!) Ju-88A-4 упал на околице деревни Ханино.
28 сентября младший лейтенант Георгий Старцев из 171-го ИАП в районе станции Скуратово своим И-16 ударил в правую плоскость вражеский самолет, а сам выпрыгнул на парашюте. Скорее всего это был Не-111Н-6 из 1-й эскадрильи КGr.100 «Викинг», который дотянул до своей территории и разбился во время аварийной посадки. Уже 7 октября в районе Горбачево Старцев совершил второй таран. 11 октября сержант Федор Краснопивцев из 564-го ИАП в районе Подольска таранил «Юнкерс-88», после чего совершил вынужденную посадку на брюхо. Истребитель был полностью разбит, а летчик отправлен в госпиталь с тяжелыми травмами. Вероятно, жертвой Караснопивцева стал Не-111Н-6 из 6-й эскадрильи КG53 «Легион Кондор».
3 июня 1942 г. младший лейтенант Михаил Родионов из 562-го ИАП совершил двойной таран. В тот день в паре с младшим лейтенантом Петром Сергеевым он перехватил в районе Малоярославца разведчик Ju-88D из 4-й эскадрильи Aufk.Gr.11, возвращавшийся из полета в район Горького. Немец применил излюбленный для разведчиков прием – многотонная махина резко рванула в пике, выровнялась на высоте 50 метров и стала уходить на бреющем. Сергеев не смог вовремя вывести свой самолет, отстал от ведущего и наблюдал дальнейшее со стороны. Опытный Родионов, не отставая от «Юнкерса», несколько раз стрелял по нему из 20-мм пушки. Затем огонь прекратился, а когда самолеты пролетали над деревней Шумятино, Як-1 пошел на таран. По свидетельству Сергеева, Михаил отрубил винтом часть правого крыла разведчика, но тот, немного покачавшись, продолжал полет. Тогда Родионов зашел слева и своей правой плоскостью вторично ударил противника. Через 700 метров «Юнкерс» упал на поле, подняв огромный столб дыма и пыли. Увы, для самого Родионова двойной таран на малой высоте закончился трагически. Як-1 получил такие сильные повреждения, что не мог продолжать полет, а прыгать с парашютом было поздно. Истребитель грохнулся на брюхо на неровной местности, проскользил 20 метров и врезался в земляной противотанковый вал. Пилот погиб.
Следующий таран совершил 9 августа старший сержант Тимофей Белоусов из 34-го ИАП. На высоте 9 км у МиГ-3 отказало вооружение, тогда летчик принял решение идти на таран. Подойдя к «Юнкерсу» с превышением на 5 – 6 м, он сбавил газ, но был отброшен воздушной струей от винтов. Сделав повторный заход Белоусов, ударил винтом по фюзеляжу и кабине разведчика. Как утверждал летчик, его перебросило через моторы «Юнкерса», после чего он взял курс на базу, а противник «перешел в беспорядочное падение». На самом деле Ju-88D-1 из 4.(F)/121 перетянул линию фронта и разбился при вынужденной посадке на фюзеляж.
9 октября в ходе боевой командировки 177-го ИАП на Валдайской возвышенности младший лейтенант Александр Печеневский тараном сбил бомбардировщик Не-111H-6 из I./KG53 «Легион Кондор», после чего на высоте 500 метров покинул тяжело поврежденный истребитель на парашюте и благополучно приземлился. 7 ноября, как сообщается в документах, ЛаГГ-3 старшего лейтенанта Дмитрия Мухамедзянова из 178-го ИАП после нескольких безрезультатных атак «непроизвольно таранил» немецкий самолет-разведчик в районе деревни Черепеть.
6 февраля 1943 г. пара истребителей из 445-го ИАП (старший лейтенант Николай Благодаренко и сержант Жандарев) была с помощью радионаведения выведена на «Хейнкель-111», пролетавший в районе Серебряных Прудов. В ходе нескольких безуспешных атак Благодаренко расстрелял все снаряды и патроны, после чего пошел на таран. На самом деле это был разведчик Ju-88D-5 из 1-й эскадрильи Aufkl.Gr.100, который упал в районе деревни Хохловка. Последний таран над Подмосковьем зафиксирован 1 июня того же года. Младший лейтенант Геннадий Сырейщиков из 565-го ИАП протаранил разведчик Ju-88D из 4-й эскадрильи Aufkl.Gr.14, после чего благополучно приземлился с парашютом. В журнале боевых действий сообщалось: «Таран явился высшим проявлением героизма летчика-истребителя. Решение таранить было принято летчиком за несколько секунд до тарана, поэтому он не успел обдумать и грамотно провести таран, в результате чего самолет МиГ-3 был разбит».
Таким образом, документально установлено по крайней мере 18 таранов, совершенных летчиками 6-го ИАК ПВО в подмосковном небе. При этом в 11 случаях вражеские самолеты были достоверно сбиты, еще в трех те получили серьезные повреждения и совершили аварийные посадки на немецкой территории. И только четыре летчика (Талалихин, Катрич, Еремеев и Белоусов) были удостоены звания Героя Советского Союза.
Дмитрий ДЕГТЕВ




