Если составить список из пяти наших предприятий, без которых победа над нацистской Германией была в принципе невозможна, в него, несомненно, войдет Ярославский шинный завод (кодовое название «завод № 736»). Он был построен в северной части старинного русского города в 1930 – 1932 годах в сотрудничестве с американской резиновой компанией «Зайберлинг» (ныне входит в состав знаменитой японской фирмы «Бриджстоун»). К концу 30-х годов завод производил 12 размеров шин и являлся единственным отечественным производителем данной продукции. Конечно, слово шины в основном ассоциируется с автомобилями. На самом деле стратегическое значение завода № 736 было гораздо шире. Резиновые покрышки были нужны для самолетов, артиллерии, бронеавтомобилей, а на танки ставились обрезиненные катки. При этом на автомобильные заводы покрышки поставлялись напрямую из Ярославля, а вот, например, для нужд артиллерии, наоборот, «голые» автомобильные диски сперва поступали с Горьковского автозавода в Ярославль, а уже оттуда готовые колеса отправлялись на артиллерийские предприятия. Впоследствии, когда в СССР стала поставляться американская и британская техника, ей в огромных количествах требовались запасные шины. Их выпуск также удалось наладить на ЯШЗ.
Когда осенью 1941 года фронт приблизился к Москве, была начата частичная эвакуация 736-го завода в Сибирь. Мощности предприятия снизились более чем наполовину. Однако потом было принято компромиссное решение: основное производство шин оставить в Ярославле, а вспомогательное развернуть на Омском шинном заводе, куда также было вывезено оборудование Ленинградского резинового завода «Красный Треугольник». Как показала история, это было очень рискованно. К середине 1943 г. ярославские химические заводы вырабатывали свыше 40 % продукции всей резиновой промышленности, а шинный завод № 736 – большую часть всей продукции шинной промышленности. Между тем накануне Курской битвы немцы начали операцию «Кармен II» – серию массированных налетов на крупные предприятия Поволжья. Первой целью стал Горьковский автозавод, а в ночь на 10 июня 109 бомбардировщиков атаковали ЯШЗ, который сами немцы называли «резиновым комбинатом» («Gummicombinat»). Всего на Ярославль были сброшены 190 тонн бомб всех калибров. От взрывов и огня сильно пострадали все производственные корпуса, за исключением корпусов «З» и «Е». Основной корпус «А» был практически уничтожен, значительные повреждения получили корпуса «И», «Д», «В», «Б», «Г» и «Ж». Вышли из строя сооружения и коммуникации по подаче пара, воздуха, воды и электроэнергии. От действия огня лопнули 16 валков агрегатов вальцов и каландров (прессов с горизонтально расположенными валами, между которыми пропускают резину в виде рулонов или листов для увеличения плотности и повышения гладкости), расплавились тяжелые трансмиссионные подшипники у 40 % машин, лопнули рамы фундаментов у двух тяжелых каландров (фрикционного и листовального). От сильного огня и прямого попадания авиабомб многие тяжелые агрегаты были разбиты, повреждены и деформированы. 19 из 23 электродвигателей привода тяжелого оборудования, вместе с шестикиловаттной пусковой аппаратурой, были разрушены настолько, что требовали разборки, капитального ремонта и замены, а остальные – мелкого ремонта. Из шести магнитных станций четыре полностью сгорели, а оставшиеся нуждались в капитальном ремонте. Кабельное хозяйство завода было уничтожено на 75%. В ночь на 21 июня Люфтваффе осуществили второй массированный налет на Ярославль, в результате которого сгорели цех подготовки каучука, склад каучука, смол, сажи и текстиля, а также другие вспомогательные сооружения.
Общая картина разрушения была настолько ужасной, что первое время вызвала в коллективе завода некоторую неуверенность в возможности его восстановления. Тем не менее 24 июня Госкомитет обороны принял соответствующее постановление, а генеральным подрядчиком было выбрано Особое строительно-монтажное управление № 3 Моспромстроя. На развалины предприятия были направлены рабочая сила, автотранспорт и огромное количество строительных материалов, для определения общего объема разрушений, порядка и методов восстановления завода были направлены крупные технические силы во главе с генерал-майором инженерных войск, доктором технических наук профессором Всеволодом Келдышом. Уже к 7 июля были разбиты и разобраны поврежденные железобетонные перекрытия на площади до 8000 квадратных метров, убрано и вывезено свыше 24 000 тонн щебня и мусора.
Крайней сложностью отличались работы по восстановлению энергетического оборудования и коммуникаций по подаче пара, электроэнергии, промышленной воды, высокой и низкой гидравлики, отоплению, освещению, сигнализации, телефонной сети и др. Разрушения энергохозяйства были настолько велики, что, по условиям мирного времени, на восстановление требовалось не менее полутора лет, однако коллектив энергетиков завода сумел закончить гигантскую работу по восстановлению энергетической базы производства за четыре месяца. Часть производства полуфабрикатов пришлось организовать на оборудовании смежных заводов резиновой промышленности: заводах № 766, 739 и 151, кроме того, по ходу восстановления были введены в строй цеха № 1 и № 2. В результате уже в конце июня частично возобновилось производство аэрошин, танковых катков и артиллерийских шин. Завод был буквально возрожден из пепла, а его шины в буквально смысле стали Шинами Победы.
Дмитрий ДЕГТЕВ
Когда осенью 1941 года фронт приблизился к Москве, была начата частичная эвакуация 736-го завода в Сибирь. Мощности предприятия снизились более чем наполовину. Однако потом было принято компромиссное решение: основное производство шин оставить в Ярославле, а вспомогательное развернуть на Омском шинном заводе, куда также было вывезено оборудование Ленинградского резинового завода «Красный Треугольник». Как показала история, это было очень рискованно. К середине 1943 г. ярославские химические заводы вырабатывали свыше 40 % продукции всей резиновой промышленности, а шинный завод № 736 – большую часть всей продукции шинной промышленности. Между тем накануне Курской битвы немцы начали операцию «Кармен II» – серию массированных налетов на крупные предприятия Поволжья. Первой целью стал Горьковский автозавод, а в ночь на 10 июня 109 бомбардировщиков атаковали ЯШЗ, который сами немцы называли «резиновым комбинатом» («Gummicombinat»). Всего на Ярославль были сброшены 190 тонн бомб всех калибров. От взрывов и огня сильно пострадали все производственные корпуса, за исключением корпусов «З» и «Е». Основной корпус «А» был практически уничтожен, значительные повреждения получили корпуса «И», «Д», «В», «Б», «Г» и «Ж». Вышли из строя сооружения и коммуникации по подаче пара, воздуха, воды и электроэнергии. От действия огня лопнули 16 валков агрегатов вальцов и каландров (прессов с горизонтально расположенными валами, между которыми пропускают резину в виде рулонов или листов для увеличения плотности и повышения гладкости), расплавились тяжелые трансмиссионные подшипники у 40 % машин, лопнули рамы фундаментов у двух тяжелых каландров (фрикционного и листовального). От сильного огня и прямого попадания авиабомб многие тяжелые агрегаты были разбиты, повреждены и деформированы. 19 из 23 электродвигателей привода тяжелого оборудования, вместе с шестикиловаттной пусковой аппаратурой, были разрушены настолько, что требовали разборки, капитального ремонта и замены, а остальные – мелкого ремонта. Из шести магнитных станций четыре полностью сгорели, а оставшиеся нуждались в капитальном ремонте. Кабельное хозяйство завода было уничтожено на 75%. В ночь на 21 июня Люфтваффе осуществили второй массированный налет на Ярославль, в результате которого сгорели цех подготовки каучука, склад каучука, смол, сажи и текстиля, а также другие вспомогательные сооружения.
Общая картина разрушения была настолько ужасной, что первое время вызвала в коллективе завода некоторую неуверенность в возможности его восстановления. Тем не менее 24 июня Госкомитет обороны принял соответствующее постановление, а генеральным подрядчиком было выбрано Особое строительно-монтажное управление № 3 Моспромстроя. На развалины предприятия были направлены рабочая сила, автотранспорт и огромное количество строительных материалов, для определения общего объема разрушений, порядка и методов восстановления завода были направлены крупные технические силы во главе с генерал-майором инженерных войск, доктором технических наук профессором Всеволодом Келдышом. Уже к 7 июля были разбиты и разобраны поврежденные железобетонные перекрытия на площади до 8000 квадратных метров, убрано и вывезено свыше 24 000 тонн щебня и мусора.
Крайней сложностью отличались работы по восстановлению энергетического оборудования и коммуникаций по подаче пара, электроэнергии, промышленной воды, высокой и низкой гидравлики, отоплению, освещению, сигнализации, телефонной сети и др. Разрушения энергохозяйства были настолько велики, что, по условиям мирного времени, на восстановление требовалось не менее полутора лет, однако коллектив энергетиков завода сумел закончить гигантскую работу по восстановлению энергетической базы производства за четыре месяца. Часть производства полуфабрикатов пришлось организовать на оборудовании смежных заводов резиновой промышленности: заводах № 766, 739 и 151, кроме того, по ходу восстановления были введены в строй цеха № 1 и № 2. В результате уже в конце июня частично возобновилось производство аэрошин, танковых катков и артиллерийских шин. Завод был буквально возрожден из пепла, а его шины в буквально смысле стали Шинами Победы.
Дмитрий ДЕГТЕВ

