Скандальная британско-французско-бельгийская комедия «Смерть Сталина» начинается со звонка Иосифа Сталина директору радиостанции и просьбы прислать ему запись только что закончившейся трансляции фортепианного концерта Моцарта с оркестром. Испугавшийся чиновник не посмел сообщить вождю, что запись прямого эфира не делалась, вместо этого он приказывает музыкантам не расходиться и исполнять концерт заново, а недостающих зрителей (для акустики) загоняют в зал прямо с улицы. Но тут возникает еще одна проблема: солистка-пианистка Мария Юдина (не скрывающая своей нелюбви к Сталину) отказываться снова садиться за рояль. В итоге директор предлагает даме… взятку в сумме 10 тысяч рублей. Та в ответ просит 20 тысяч и в конце концов соглашается. Отметим, что автомобиль «Москвич-401» тогда стоил 9 тысяч, легендарная «Победа» - 16 тысяч, а за «сороковник» можно было купить лимузин ГАЗ-12 «ЗиМ». Одним словом, юмор по-английски вырисовывается такой: пианистка-антисталинистка не готова играть ради ненавистного вождя бесплатно, но за «полЗиМа» все-таки продается. Потом возникает проблема с дирижером (тот падает в обморок головой в пожарное ведро), а дублера вытаскивают из дома в халате и тапках. В итоге, когда концерт заканчивается и все притворно аплодируют, Юдина пишет записку Сталину и подсовывает ее в пластинку. Машина с посыльным мчится на дачу вождя, параллельно энкавэдэшники примерно, как нацисты евреев, под дулами автоматов, гонят куда-то толпы очередных арестованных женщин и мужиков. Сталин в итоге включает Моцарта, читает записку, в которой Юдина называет его тираном, и сразу падает на пол… Охранники слышат звук падения тела, но делают вид, что не слышали из-за страха быть расстрелянными. Почему Юдина не боится расстрела, кино не объясняет, но ей, по-видимому «всё можно».
В общем, фильм является типичным примером упрощенного и карикатурного представления западных режиссеров о советской действительности. Но мало, кто знает, что описанный эпизод вовсе не являлся вымыслом авторов, а основан вроде как на «реальных событиях», а точнее «воспоминаниях» выдающегося советского композитора Дмитрия Шостаковича. Напомним, он скончался в 1975 году, а до этого жил в славе и почете, был награжден тремя орденами Ленина и Золотой Звездой Героя соцтруда. Но год спустя один из приятелей композитора – литератор Соломон Волков эмигрировал в США. А в1979 г. он опубликовал книгу «Свидетельство» (Testimony: The Memoirs of Dmitri Shostakovich as Related to and Edited by Solomon Volkov), утверждая, что она представляет собой рассказы Шостаковича о своей жизни и творчестве, записанные Волковым в ходе встреч с ним в Ленинграде в 1971 - 1974 годах. Публикация вызвала эффект разорвавшейся бомбы. Неожиданно выяснилось, будто бы выдающийся композитор в душе ненавидел советский строй, высмеивал Сталина, а заодно и многих своих коллег. Понятно, что в условиях Холодной войны это произведение, по сути, представляющее собой набор не связанных между собой эссе, что называется, «зашло», а самого весьма посредственного журналиста Волкова практически озолотило, обеспечило ему безбедную жизнь в Америке. В тексте есть и такой отрывок: «Как-то Сталин позвонил руководству Радиокомитета и спросил, есть ли у них запись 23-го фортепьянного концерта Моцарта, который слышал по радио днём раньше. «Играла Юдина», — добавил он. Сталину сказали, что, конечно, есть. На самом деле не было никакой записи — концерт передавался вживую. Но Сталину боялись сказать: «Нет», — никто не знал, какие могли быть последствия. Человеческая жизнь для него ничего не стоила. Всё, что можно было, это — соглашаться, кивать, поддакивать, пресмыкаться перед сумасшедшим». В общем, если сравнить с комедией «Смерть Сталина», сразу станет понятно, что режиссер Армандо Иануччи целиком вдохновлялся именно «мемуарами Шостаковича».
Только есть нюанс. Подлинность «воспоминаний» стала подвергаться сомнению сразу после их публикации. Магнитофонной записи не существовало, сам Шостакович уже не мог ничего сказать, в рукописи остались только его подписи: «Читал Д. Шостакович». Эксперты сразу же узнали в «мемуарах» копии газетных статей и рецензий Шостаковича, опубликованных за десятки лет до предполагаемых бесед. Ими открывались семь из восьми глав «Свидетельства», именно те страницы, на которых стояла подпись композитора. В цитатах не было ничего сенсационного, зато на следующей странице тон разительно менялся в сторону обличений режима. Ну а позднее оригинальная рукопись и вовсе загадочно пропала, Волков объявил, что якобы «продал ее в частную коллекцию».
Споры и дискуссии по поводу подлинности книги ведутся до сих пор (кстати, сам «собеседник» Шостаковича поныне здравствует), при этом даже американские и британские специалисты по творчеству композитора признали ее подделкой. Тем не менее «мемуары» и упомянутая история с пластинкой Моцарта обрели популярность даже в России. И у нас тоже периодически находятся товарищи, безо всяких сомнений цитирующие, по сути, фейковое «произведение».
Дмитрий ДЕГТЕВ
В общем, фильм является типичным примером упрощенного и карикатурного представления западных режиссеров о советской действительности. Но мало, кто знает, что описанный эпизод вовсе не являлся вымыслом авторов, а основан вроде как на «реальных событиях», а точнее «воспоминаниях» выдающегося советского композитора Дмитрия Шостаковича. Напомним, он скончался в 1975 году, а до этого жил в славе и почете, был награжден тремя орденами Ленина и Золотой Звездой Героя соцтруда. Но год спустя один из приятелей композитора – литератор Соломон Волков эмигрировал в США. А в1979 г. он опубликовал книгу «Свидетельство» (Testimony: The Memoirs of Dmitri Shostakovich as Related to and Edited by Solomon Volkov), утверждая, что она представляет собой рассказы Шостаковича о своей жизни и творчестве, записанные Волковым в ходе встреч с ним в Ленинграде в 1971 - 1974 годах. Публикация вызвала эффект разорвавшейся бомбы. Неожиданно выяснилось, будто бы выдающийся композитор в душе ненавидел советский строй, высмеивал Сталина, а заодно и многих своих коллег. Понятно, что в условиях Холодной войны это произведение, по сути, представляющее собой набор не связанных между собой эссе, что называется, «зашло», а самого весьма посредственного журналиста Волкова практически озолотило, обеспечило ему безбедную жизнь в Америке. В тексте есть и такой отрывок: «Как-то Сталин позвонил руководству Радиокомитета и спросил, есть ли у них запись 23-го фортепьянного концерта Моцарта, который слышал по радио днём раньше. «Играла Юдина», — добавил он. Сталину сказали, что, конечно, есть. На самом деле не было никакой записи — концерт передавался вживую. Но Сталину боялись сказать: «Нет», — никто не знал, какие могли быть последствия. Человеческая жизнь для него ничего не стоила. Всё, что можно было, это — соглашаться, кивать, поддакивать, пресмыкаться перед сумасшедшим». В общем, если сравнить с комедией «Смерть Сталина», сразу станет понятно, что режиссер Армандо Иануччи целиком вдохновлялся именно «мемуарами Шостаковича».
Только есть нюанс. Подлинность «воспоминаний» стала подвергаться сомнению сразу после их публикации. Магнитофонной записи не существовало, сам Шостакович уже не мог ничего сказать, в рукописи остались только его подписи: «Читал Д. Шостакович». Эксперты сразу же узнали в «мемуарах» копии газетных статей и рецензий Шостаковича, опубликованных за десятки лет до предполагаемых бесед. Ими открывались семь из восьми глав «Свидетельства», именно те страницы, на которых стояла подпись композитора. В цитатах не было ничего сенсационного, зато на следующей странице тон разительно менялся в сторону обличений режима. Ну а позднее оригинальная рукопись и вовсе загадочно пропала, Волков объявил, что якобы «продал ее в частную коллекцию».
Споры и дискуссии по поводу подлинности книги ведутся до сих пор (кстати, сам «собеседник» Шостаковича поныне здравствует), при этом даже американские и британские специалисты по творчеству композитора признали ее подделкой. Тем не менее «мемуары» и упомянутая история с пластинкой Моцарта обрели популярность даже в России. И у нас тоже периодически находятся товарищи, безо всяких сомнений цитирующие, по сути, фейковое «произведение».
Дмитрий ДЕГТЕВ