В России есть сотни монументов с танками, чуть поменьше с артиллерийскими орудиями и автомобилями и самолетами, посвященных Великой Отечественной войне. А вот известный памятник лошади только один. Это скульптура «По дорогам войны» в Парке Победы (Москва). Она установлена в память о борьбе народов России и Монголии против фашизма и изображает монгольских лошадей, тянущих дивизионную пушку ЗиС-3. И это, в общем, отражает наше представление о той войне, «войне моторов», как ее называли, в которой ведущая роль вроде бы принадлежала различной моторизованной технике. Быть может, это выражение и соответствует Западному фронту, но только не Восточному. Хотя в 1932 – 1940 годах советские автозаводы выпустили 884 тысячи грузовиков, к началу войны СССР еще не успел стать по-настоящему автомобильной державой. К тому же десятки тысяч машин были потеряны уже в первые месяцы. Германия, как ни странно, тоже не обладала достаточным автомобильным парком, к тому же в нашей стране далеко не везде можно было проехать на грузовике! По имеющимся данным, Советский Союз использовал в войне около 3,5 миллионов лошадей, а Третий Рейх немногим меньше – 2,7 миллиона! При этом только за два месяца, с декабря 1941 по январь 1942 г. Вермахт потерял 189 000 лошадей.
Чтобы понять масштабы использования данного вида транспорта, достаточно привести немного статистики. Так, по состоянию на 10 сентября 1942 г. в составе 2-й Ударной армии (перед вводом ее в Синявинскую операцию) насчитывалось 55000 человек, 7332 лошади, 1205 автомобилей и 128 танков. В это же время в составе войск Сталинградского фронта насчитывалось 200 тысяч человек, 748 танков, 27345 лошадей и 4600 автомобилей. А по состоянию на 10 января 1943 г. войска Донского фронта, действовавшие против окруженной немецкой 6-й армии, насчитывали 280 000 человек, 9300 автомобилей, 41 000 лошадей и 254 танка. Таким образом, соотношение лошадей к автомобилям составляло примерно 1:5. Ближе к концу войны благодаря росту производства и массовым поставкам автомобилей союзниками этот показатель сократился до примерно 1:3. Тем не менее, лошади по-прежнему играли важнейшую роль, особенно в конно-механизированных группах и корпусах. Например, во время операции «Багратион» именно кавалерия первой вышла в глубокий тыл противника и во многом обеспечила успех сражения. 26 - 27 июня КМГ генерала Иссы Плиева форсировала реку Птичь западнее Бобруйска и уже к полуночи 28 июня достигла окраин Слуцка (в 90 км к югу от Минска). На рассвете 30 июня конница ворвалась в город сразу с трех направлений, быстро расправилась с гарнизоном и отправилась дальше на северо-запад. После изнурительного однодневного марша по лесам и болотам на рассвете 2 июля в кавалерия внезапно появилась в Несвиже и в тот же день достигла шоссе Минск–Барановичи. Пройдя за шесть дней 180 километров по болотистой местности, отряд Плиева продемонстрировал впечатляющие возможности советской конницы.
Конечно, и потери лошади несли немалые. Так, в середине сентября 1944 г. 1-й гвардейский кавалерийский корпус генерал-лейтенанта Виктора Баранова насчитывал 18 466 человек, 13 400 лошадей, 978 автомашин, 45 танков. Совершив героический, но неудачный рейд в Словакию, на помощь местным повстанцам, кавалеристы оказались в окружении. Из-за острой нехватки боеприпасов кавалеристы не могли удержаться в горах, и 23 сентября генерал Баранов получил приказ прорываться из котла в северо-восточном направлении. В ночь на 25 сентября в районе Тылявы кавалеристам удалось прорвать немецкие заслоны и соединиться с войсками 38-й армии. На следующий день все подразделения, включая тыловые обозы и артиллерию, вышли через прорванный коридор на свою территорию. Во время рейда корпус потерял 2232 человека убитыми и ранеными, 2864 лошади и 24 танка.
В основном потери возмещались за счет многочисленных специализированных конеферм, поставлялись племенными колхозами и конезаводами. Но нередко конский состав пополнялся за счет трофеев. Благо, у конец нет родины, и захваченные у противника кобылки быстро поступали на службу в нашу армию. Например, во время Крымской наступательной операции в апреле 1944 г. только за пять дней преследования убегающих из-под Керчи немецко-румынских войск, красноармейцы захватили 450 орудий, 25 танков и самоходных артиллерийских установок, 20 паровозов, 700 повозок и без малого 6000 лошадей, в основном румынских. Мало кто знает, что конные повозки, а не только легендарные «полуторки», сыграли важную роль в снабжении блокадного Ленинграда. Например, в конце декабря 1941 г. на знаменитой Дороге жизниработало 2877 автомашин и почти 1000 лошадок.
Дмитрий ДЕГТЕВ
Чтобы понять масштабы использования данного вида транспорта, достаточно привести немного статистики. Так, по состоянию на 10 сентября 1942 г. в составе 2-й Ударной армии (перед вводом ее в Синявинскую операцию) насчитывалось 55000 человек, 7332 лошади, 1205 автомобилей и 128 танков. В это же время в составе войск Сталинградского фронта насчитывалось 200 тысяч человек, 748 танков, 27345 лошадей и 4600 автомобилей. А по состоянию на 10 января 1943 г. войска Донского фронта, действовавшие против окруженной немецкой 6-й армии, насчитывали 280 000 человек, 9300 автомобилей, 41 000 лошадей и 254 танка. Таким образом, соотношение лошадей к автомобилям составляло примерно 1:5. Ближе к концу войны благодаря росту производства и массовым поставкам автомобилей союзниками этот показатель сократился до примерно 1:3. Тем не менее, лошади по-прежнему играли важнейшую роль, особенно в конно-механизированных группах и корпусах. Например, во время операции «Багратион» именно кавалерия первой вышла в глубокий тыл противника и во многом обеспечила успех сражения. 26 - 27 июня КМГ генерала Иссы Плиева форсировала реку Птичь западнее Бобруйска и уже к полуночи 28 июня достигла окраин Слуцка (в 90 км к югу от Минска). На рассвете 30 июня конница ворвалась в город сразу с трех направлений, быстро расправилась с гарнизоном и отправилась дальше на северо-запад. После изнурительного однодневного марша по лесам и болотам на рассвете 2 июля в кавалерия внезапно появилась в Несвиже и в тот же день достигла шоссе Минск–Барановичи. Пройдя за шесть дней 180 километров по болотистой местности, отряд Плиева продемонстрировал впечатляющие возможности советской конницы.
Конечно, и потери лошади несли немалые. Так, в середине сентября 1944 г. 1-й гвардейский кавалерийский корпус генерал-лейтенанта Виктора Баранова насчитывал 18 466 человек, 13 400 лошадей, 978 автомашин, 45 танков. Совершив героический, но неудачный рейд в Словакию, на помощь местным повстанцам, кавалеристы оказались в окружении. Из-за острой нехватки боеприпасов кавалеристы не могли удержаться в горах, и 23 сентября генерал Баранов получил приказ прорываться из котла в северо-восточном направлении. В ночь на 25 сентября в районе Тылявы кавалеристам удалось прорвать немецкие заслоны и соединиться с войсками 38-й армии. На следующий день все подразделения, включая тыловые обозы и артиллерию, вышли через прорванный коридор на свою территорию. Во время рейда корпус потерял 2232 человека убитыми и ранеными, 2864 лошади и 24 танка.
В основном потери возмещались за счет многочисленных специализированных конеферм, поставлялись племенными колхозами и конезаводами. Но нередко конский состав пополнялся за счет трофеев. Благо, у конец нет родины, и захваченные у противника кобылки быстро поступали на службу в нашу армию. Например, во время Крымской наступательной операции в апреле 1944 г. только за пять дней преследования убегающих из-под Керчи немецко-румынских войск, красноармейцы захватили 450 орудий, 25 танков и самоходных артиллерийских установок, 20 паровозов, 700 повозок и без малого 6000 лошадей, в основном румынских. Мало кто знает, что конные повозки, а не только легендарные «полуторки», сыграли важную роль в снабжении блокадного Ленинграда. Например, в конце декабря 1941 г. на знаменитой Дороге жизниработало 2877 автомашин и почти 1000 лошадок.
Дмитрий ДЕГТЕВ

